Андрей Воронеж (rodinaussr) wrote,
Андрей Воронеж
rodinaussr

ТОП-10 советских автомобилей , уходивших на экспорт. Часть -1

Промышленность Советского Союза ориентировалась в первую очередь на нужды государства и строительство коммунизма. Разумеется, этот тренд не обошел стороной и отечественный автопром. В то время тяжелая техника была в явном приоритете над легковыми машинами. Последние разрабатывались и выпускались по остаточному принципу. Разумеется, это порождало дефицит на внутреннем рынке. Тем удивительнее, что Советский Союз экспортировал отечественные легковушки за границу. И отнюдь не всегда это были отсталые страны Африки или государства соцлагеря. Некоторые модели поставлялись и на развитые конкурентные рынки вроде Британии, Германии и даже США. Чем прельщали советские модели зарубежную публику? Были ли они популярны — не в вакууме, а в насыщенной среде конкурентов? Читайте в этом материале Дрома.

1. ГАЗ-М20 «Победа»

ГАЗ-М20 «Победа» стал очевидным прорывом для советского автопрома. Цельнометаллический кузов, низкий центр тяжести, более эффективный 4-цилиндровый силовой агрегат обеспечивали достойную динамику и управляемость. Салон был неплохо отделан и относительно комфортен, предусмотрели и отдельный багажник. Спустя три года производства, после решения детских болезней и очередной модернизации, качество окраски и сборки «Побед» стало лучше и машину начали отправлять на экспорт. «Победа» стала первой советской легковушкой, которую более или менее массово поставляли в другие страны.

ГАЗ-М20 «Победа» — первая советская машина, относительно широко отправляемая на экспорт


ГАЗ М-20 «Победа»
Годы экспорта 1949–1958
Объем двигателя (см3) Бензиновый, 2120
Число цилиндров 4
Мощность (л.с.) 50
Тип КПП МКПП
Макс. скорость (км/ч) 105

Автомобиль участвовал в выставках, продавался в Финляндии, Бельгии, Великобритании и скандинавских странах. Оттуда в частном порядке некоторые «Победы» попадали в США. В 1951 году на заводе FSO в Польше начался выпуск лицензированной копии модели под именем Warszawa («Варшава»). Восточно-европейский вариант заметно отличался от оригинала. Рядный 4-цилиндровый двигатель (объемом 2120 см3 и мощностью в 50 лошадиных сил) приобрел верхнее расположение клапанов, а кузов из фастбэка трансформировался сразу в три: седан, пикап и универсал. Максимальная скорость «Варшавы» достигала 105 км/ч.

Изначально «Победу» хотели назвать гордым именем «Родина», но после вопроса Сталина: «Почем “Родину” продавать будете?» — решили переименовать машину в «Победу». Впрочем, скорее всего, это лишь байка. А вот факт — то, что изначально автомобиль показался руководству страны слишком ненародным. Конструкторам пришлось оправдываться, рассказывая о более экономичном, чем раньше, моторе. Впрочем, «Победа» все равно редко попадала в руки основной массы населения. Иногда единственным шансом прокатиться на машине было вызвать такси этой модели.

Английский журнал «Motor» в 1952 году похвалил «Победу» за высокую проходимость и плавность хода, но пожурил за высокую шумность и плохую динамику. Американский журнал «Cars» в обзорной статье за 1953 год, посвященной советским автомобилям, назвал «Победу» «прекрасно выглядящей машиной с современным дизайном, но при этом копирующим лучшие черты американских автомобилей». Авторы отметили, что советская машина с виду похожа на обычный американский автомобиль легкого класса, вроде Форда или Шевроле, но на ходу слишком тяжелая и недостаточно мощная.

В конце 50-х отзывы зарубежной прессы были уже не столь лестны. В 1957 году американский журнал «Science and mechanics» посчитал конструкцию и дизайн «Победы» устаревшими, вдобавок остался недоволен слабым двигателем и низким качеством изготовления. Но при этом похвалил машину за продуманные детали конструкции (жалюзи радиатора, настроечная игла в карбюраторе, буксировочные крюки, стандартный набор инструментов).

2. ГАЗ-21 «Волга» (ГАЗ-22 — кузов универсал)

Проект 21-й «Волги» вырос из модернизации «Победы», продолжив развитие легкового модельного ряда ГАЗа. Машине в обязательном порядке полагались отопитель (на «Победе» «печка» появилась далеко не сразу), радиоприемник и педали прогрессивной конструкции — подвесные. ГАЗ-21 стал автомобилем нового уровня среди советских легковушек и хорошим плацдармом для экспортных поставок.



ГАЗ 21 «Волга»
Годы экспорта 1957–1970
Объем двигателя (см3) Бензиновый — 2432, дизельный — 1600–2300
Число цилиндров 4
Мощность (л.с.) 75–80
Тип КПП МКПП, АКПП
Макс. скорость (км/ч) 130
Расширенный «хром-пакет» — еще одна отличительная черта экспортных «Волг». Хотя наряду с двухцветной окраской этот признак не является гарантом заграничной серии. За доплату такие делались и для отечественного рынка

Почти всю свою жизнь машина выпускалась в двух вариантах: обычном и улучшенном. Последний и экспортировался в 43 страны мира средним объемом по 3000 штук в год. «Волга» продавалась в Австрии, Бельгии, Шотландии, Англии, Нидерландах, Норвегии, Швеции, на Кипре и других странах, хотя купить люксовую модификацию можно было и на внутреннем рынке.

ГАЗ-21 «Волга» — рекламный ролик «Автоэкспорта» СССР. В нем советский седан ездит по серпантинам, скачет по полям и даже форсирует брод!

Рекламные буклеты ГАЗ-21 (в том числе и с дизельным двигателем) для европейского рынка

Версия для зарубежного рынка отличалась более мощным мотором (плюс 10–15 л. с. в зависимости от версии), что достигалось за счет повышенной степени сжатия. Однако избалованным зарубежным клиентам и этого было мало. Отзывы журналистов о «двадцать первой» были очень похожими на рецензии о «Победе»: хорошая плавность хода и проходимость, но неважная управляемость и слабая динамика. Поэтому, чтобы повысить конкурентоспособность ГАЗ-21 в Западной Европе, бельгийская фирма S.A. Scaldia–Volga стала устанавливать под капот дизели. Сначала это был 1,6-литровый 48-сильный силовой агрегат Perkins Four, позже его сменил 2,3-литровый мотор Rover (65 л. с.). Последние партии автомобилей оснащались агрегатом Peugeot-Indenor объемом 1,9 литра и мощностью 58 л.с. Его же потом устанавливали на экспортные ГАЗ-24. Для советских автолюбителей это было диковиной, как и праворульная «Волга» на лондонских улицах. В ту пору не было фотошопа, и подобные снимки шокировали публику.

А вот правый руль для рынка Британии — другое дело. Тут уж точно — на экспорт
Это экспортная «Волга» от кузовного ателье Carrozzeria Ghia. Дизайнеры изменили решетку радиатора и добавили хрома во внешней отделке

С течением лет экспорт автомобилей «Волга» продолжил ГАЗ-24. На некоторые модификации устанавливались дизели (Peugeot), некоторые также имели праворульное исполнение.

Со временем ГАЗ-21 на внешних рынках заменила «двадцать-четверка»

3. ЗАЗ-965 «Горбатый»

ЗАЗ-965, или «горбатый» Запорожец, — первый послевоенный микролитражный автомобиль для народа. Он тоже уходил на экспорт, в том числе и в страны Западной Европы. Специально для экспортных рынков машину переименовали в Jalta, Eliette и ZAZ — название «Запорожец» было слишком сложным и незапоминающимся для зарубежной публики. При этом в СССР их обозначали как ЗАЗ-965Э (Э — экспортный).



ЗАЗ-965
Годы экспорта 1960–1969
Объем двигателя (см3) Бензиновый, 746–887
Число цилиндров 4, V-образно
Мощность (л.с.) 23–30
Тип КПП МКПП, АКПП
Макс. скорость (км/ч) 105

Одним из факторов, обуславливающих популярность ЗАЗ-965 за рубежом и на родине, была его легендарная проходимость. Незаурядные внедорожные качества достигались благодаря полностью независимой подвеске и «гладкому днищу» автомобиля. Вносил свою лепту и «игрушечный» вес в 665 кг, позволяющий без проблем буквально вынести свой «танк» на руках из сложившейся ситуации. На проселочных дорогах, особенно после затяжных дождей, оставалась глубокая колея, но при определенной сноровке владелец ЗАЗа мог не спасовать и в таких условиях.

Экспортом автомобилей в СССР занималась государственная компания (других и не было) «Автоэкспорт», созданная в 1956 году. К середине 60-х за границей появилась сервисная сеть (свыше 1200 СТО и 24 гарантийно-консультационных пункта) — официальные дилеры и импортеры.

ЗАЗ 965 Jalta/Eliette

Крупнейшим продавцов советского автопрома за границей стала компания Scaldia–Volga. Уже в ту пору советские машины продавались в светлых дилерских центрах со стеклянными стенами и кафельным полом. Наряду с продажей и обслуживанием заграничный авторитейл занимался «улучшайзингом» советских машин. От легкого тюнинга в виде обвеса, установки люка, иных колесных дисков до серьезной инженерной работы в виде установки «автомата» и замены двигателей. Перекрашивалось в ту пору до 60% автомобилей!

Модификации 965Э и 965АЭ, поставляемые на экспорт, комплектовались зеркалом заднего вида на левом крыле, улучшенной шумоизоляцией, аудиосистемой (читай: радиоприемником), пластиковым бачком омывателя (в отличие от резинового на советских машинах), а в «курящей» комплектации еще и пепельницей. Импорт осуществлялся через финскую компанию Konela (под названием Jalta) и бельгийскую Scaldia (под названием Jalta). Наши «горбатые» были довольно конкурентоспособным даже по сравнению с зарубежными Ситроенами и Фиатами, причем как по цене, так и по философии. В среднем за год родину покидало примерно 4–5 тысяч автомобилей. Всего же было выпущено 322 166 экземпляров всех модификаций.

VIA


Читать полностью: https://info.drom.ru/misc/50617/

Tags: авто, ссср, топ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments